Психологический аспект молодежного сквернословия

Утро. 8.15. Учащиеся колледжа электроники спешат на линейку. Среди группы подростков случайно оказался педагог. Что только здесь не услышишь из уст молодежи: о музыке, о стильной одежде, о взаимоотношениях между собой, об увлечениях, о любимых и нелюбимых предметах.... Среди красиво описанных историй есть выражения, которые трудно назвать «цензурными».
Нецензурные слова перестали быть непечатными в буквальном смысле: мало кого удивляет, когда герои современных литературных произведений и кинофильмов не стесняют себя в «крепких словцах». Законодательство Беларуси предусматривает ответственность за сквернословие в общественных местах и оскорбление словом. Однако юристы затрудняются припомнить, чтобы кто-то был ощутимо наказан за словесную невоздержанность. Сквернословие ста-ло распространенным и будничным: одних оно коробит, другие считают его нормальным, большинство людей просто привыкли.

Как в делах, так и в словах мы проявляем себя по-разному. У одних подростков сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться. Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще и «чисто женского») разговора считают словцо, с помощью которого подчеркивают доверительный и раскованный характер беседы. Третьи относятся к брани брезгливо — выругаться для них немыслимо. Однако и те, и другие, и третьи единодушно не одобряют молодежное сквернословие.

«Роль» нецензурных слов в современном языке требует пояснений.
По одной из версий (которая вполне согласуется с идеями Фрейда), ругательство выступает средством разрядки эмоционального напряжения. Для многих подростков окружающий мир не очень уютен и населяющие его люди не очень дружелюбны. Силясь защититься от угрожающего несовершенства мира и возможной агрессии со стороны ближних, человек отвечает встречной агрессией. Это позволяет почувствовать себя не жертвой, а активно обороняющейся стороной, и сама способность дать отпор приносит утешение.

По мере взросления проблема бранных слов становится все более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль важного символа зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат — лексика старших, запретная для ребенка, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. Тем более что дело-то нехитрое! Понадобятся еще долгие годы, чтобы делами доказать свою личностную автономию и состоятельность. А вот затянуться сигаретой, лихо сплюнуть на пол или грязно выругаться можно хоть сию минуту!

Немаловажно и то, что сквернословие стало общепринятым молодежным правилом, и отказаться от него во многих случаях означает противопоставить себя тому кругу, к которому хотелось бы или приходится принадлежать. Иной подросток начинает материться в кругу товарищей, дабы просто не оказаться белой вороной, не прослыть «ботаником» и маменькиным сынком. И с возрастом эта проблема лишь усугубляется — круг культурных людей, избегающих сквернословия, ныне настолько узок, что вращаться в основном приходится за его пределами. В книге В. З. Владиславского «Если ты мужчина» есть слова, где он это явление называет «эпидемией», «корпоралией», т. е. страстью к употреблению бранных слов и выражений.

К тому же, не следует преувеличивать интеллектуальный уровень среднестатистического молодого человека, для которого внятно выразить свою мысль — большая проблема. Для таких юношей и девушек ругательство даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи. Из-за бедного словарного запаса затруднительно подобрать подходящие слова. Тогда на помощь приходят слова-"джокеры«. Ими легко заменить почти любое слово родного языка и вызвать у собеседника более или менее адекватную ассоциацию. И если в массовом масштабе эта тенденция сохранится, мы постепенно сползем на интеллектуальный уровень пещерного дикаря, изъясняющегося десятком универсальных речевых символов.

Решение проблемы сложное и требует множества шагов в разных направлениях. Пока сохраняется вредная иллюзия, будто мата избегают лишь очкарики и «ботаники», а сильные, серьезные, деловитые люди не должны стесняться «называть вещи своими именами», — до той поры мы будем без стеснения крепко выражаться. А вот когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, сквернословие постепенно вернется туда, откуда пришло, — в лексикон «бомжей и бродяг». Тем более, что любую мысль или эмоцию можно гораздо более сильно выразить в деликатной форме. Сквернословия не будет в обществе тогда, когда каждому будет стыдно матерится, равно, как и грамотность наступает тогда, когда стыдно быть неграмотным, а не тогда, когда выучил правила грамматики.
Уважаемые учащиеся! Наши педагоги надеются, что имидж воспитанных и интеллигентных молодых людей будет Вами поддерживаться в любой обстановке, не только в учебном заведении, но и на дискотеке, и дома. Спросите свою Совесть сами, кем вы хотите быть: Homo культурный, мыслящий ...или Homo пещерный!


(по материалам С. Степанова (психолог, журналист))
Педагог-психолог О. П. Лихачева
Методист Н. Н. Шевченко


Материал сайта МИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ЭЛЕКТРОНИКИ

Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Hosted by uCoz